2 лют. 2011 р.

Лицом к лицу

Ехал с таксистом. Он только что возвратился с цыганских смотрин (возил родителей и жениха выбирать невесту) и делился своими впечатлениями. Из всего, что он рассказал, моё внимание привлекли одно — поддержание целостности семьи и рода.

По его словам, очень значительную часть времени эти люди проводят, пересматривая и обсуждая видеозаписи семейных событий как своих, так и своих друзей — особенно свадьбы. Просмотр этот, естественно, не индивидуальный, а коллективный: собирается вся семья, состоящая из нескольких, живущих вместе поколений, включается видеомагнитофон и начинается совместное переживание события.

Мой собеседник охарактеризовал это как «примитивизм», ведь с его точки зрения большая часть усилий этих людей направлена не на индивидуальное совершенствование (к примеру, умение грамотно писать или владение науками, искусствами или ремёслами), а на сотрясание воздуха. Я возразил: мощь человеческого мозга как раз и возникла из эволюционной необходимости действовать группой, поддерживать стабильные контакты с себе подобными (как показано тут, чем больше средний размер эгоцентрической социальной сети [т. н. число Данбара], тем более успешен биологический вид). Собственно, бешеный успех технологий web 2.0 именно этим и объясняется: людям нужны не сонеты Петрарки, теория относительности или мистические откровения Хильдегарды Бингенской, а банальное «Привет, как дела?».

Безусловно, цыгане в этом отношении отнюдь не уникальны. Я воочию наблюдаю такой же способ семейного времяпровождения в столь же большой семье родителей моего бойфренда-украинца или вспоминаю многочасовые семейные застолья моей белорусо-башкиро-русской бабушки (тогда не было видео, но их с успехом заменяли фотокарточки или многостраничные бумажные письма).

Архаика такой стратегии сохранения родовой идентичности состоит только в её изустной форме, когда общение inter homines не опосредуется клавиатурой и монитором. А поскольку любой посредник, даже столь неодушевлённый как компьютер, ослабляет прочность социальной связи, то архаичная местная община, даже не связанная узами крови (например, прихожане одной церкви), существенно более монолитна, чем идейно-однородное виртуальное сообщество (например, лидеров ЛГБТ-организаций).

Именно поэтому внешне малоэффективные, время- и деньгозатратные семинары, симпозиумы и конференции так важны и так востребованы: они возрождают самую эффективную стратегию построения сообщества — ту самую изустную архаику общения лицом к лицу, на которую запрограммирован мозг царя Природы, человека из рода высших приматов.

Немає коментарів: