22 лист. 2011 р.

Правило 90%

Как люди садятся в автобусе? Бывало ли с вами такое, что при наличии свободных мест вошедшие часто садятся именно рядом с вами? Или наоборот — часто игнорируют вас? Я время от времени замечаю, что место возле меня остаётся свободным почти до последнего. Особенно это огорчает, когда мимо проходят мужественные парни и привлекательные мужчины, зато какая-нибудь клуша с авоськой обязательно угнездится… ну или товарищ навеселе.

Те, кто замечал такие расклады, называют это правилом 90% — место пустует до тех пор, пока автобус не забьётся почти полностью, на 90%. Какова бы ни была причина — то ли аура, то ли феромоны, то ли добрый взгляд исподлобья — захотелось мне убедиться в обоснованности своих отрывочных наблюдений. А поскольку верить я могу только цифрам, то встала задача набрать некую статистику случаев.

Казалось бы, всё просто: число случаев, когда рядом кто-то сел (при наличии иных свободных мест), в сравнении с числом случаев, когда вошедший предпочёл не садиться. Однако по зрелом размышлении задача оказалась сложнее.

Во-1, необходимыми условиями являются: а) наличие нескольких свободных мест (не только рядом со мной), т. е. автобус не должен быть забит; б) места, на которые садятся люди, не должны быть регламентированы их билетами (для междугородних автобусов это тот случай, когда пассажиров подбирают между станциями).

Во-2, следует учитывать при наблюдении: а) расположение свободного места, куда сел пассажир, если проигнорировал меня (напр., если оно расположено впереди от меня, то человек просто не дошёл); б) категорию свободного места (сидит ли на спаренном месте уже кто-то или стоят два свободных места рядом); в) качество пассажира севшего или не севшего рядом [подкатегории: пол, возраст, социальный статус]; г) число вошедших (каждый следующий сужает выбор свободных мест)…

В общем, получается очень многофакторная модель, которую следует заложить в листах наблюдений ;) Ну а расчёты… это не проблема — хоть логит-модель, хоть дисперсионный анализ, хоть ещё что-то. Были бы данные, а посчитать сможем ;) Зато каждая поездка превратится в увлекательный эксперимент! Just for fun.

Немає коментарів: